Все наверное слышали про турбины, компрессоры, крутые заряженные тачки, пролетающие мимо издавая заветный ПШШИКК при переключение передач, но многие не понимают как все ЭТО работает?
Читать головоломки из википедии просто невозможно рядовому зрителю, а рассказы заумных тюнинговщиков на Youtube представляют из себя просто неупорядоченный набор слов? Чтож давайте попробуем разобраться что такое турбо и с чем его едят.
Чтобы установить турбину практически на любую машину с электронным впрыском нам понадобяться следующие вещи:
1) Сама турбина
Турбина состоит из 2х частей горячей и холодной.
Она устанавливается горячей частью прямо на выпускной коллектор двигателя, откуда выбрасываются сгоревшие выхлопные газы, за счет выброса этих газов из двигателя турбина раскручивается и приводит в движение холодную часть с лопостями.
Холодная часть турбины работает как обычный вентилятор с металлическими лопостями, и чем больше будут обороты двигателя, тем сильнее будет раскручиваться и холодная часть турбины.
2) Пайпинг
Окей, с турбиной мы разобрались куда ее ставить и как она крутится. Теперь нужно понять как этот воздушный поток, создаваемый турбиной, направить прямиком в двигатель. Для этого нам понядобяться воздушные трубы или как их называют в мире тюнинга Пайпинги.
Но если напрямую сделать забор воздуха с улицы, то при таком сильном потоке воздуха проходящем через крыльчатку турбины он будет очень горячий, что как мы знаем плохо сказывается на мощьность выдаваемой двигателем. Для того чтобы охладить подаваемый воздух, мы будем использовать Интеркуллер, о нем в следеющем пункте. А пока давайте поймем как нужно расположить пайпинги. К турбине подключаем с одной стороны пайпинг который будет служить для забора воздуха с улицы, и чтобы в двигатель не насосало разного говна и грязи на него мы устанавливаем фильтр нулевого сопротивления, с другой стороны от турбины мы ведем пайпинг к радиатору, рядом с которым устанавливаем интеркуллер, с другой стороны к интеркуллеру мы подключаем пайпинг, который направит воздушный поток уже непосредственно в дросельную заслонку на двигателе.
3) Интеркуллер
На самом деле тут ничего заумного и сложного нет, это обычный радиатор, который при езде обдувается встречным ветром и тем самым охлаждает воздух проходящий внутри него. Крепится интеркуллер, обычно под бампером на максимально продуваемом месте.
Итого, у нас получается следующая рабочая схема - воздух поступает через фильтр нулевого сопративления, проходит по пайпингу в турбину оттуда идет через интеркуллер, там он охлаждается и через второе отверстние по такому же пайпингу поступает через дросельную заслонку в двигатель.
4) Blow-off или наш любимый ПШШИИКК
Вот мы слышим очередной ПШИК при переключении передачи на летящей мимо нас на Воробьях турбо-тачке, и задаемся вопросами: Что это? и Почему? На самом деле все просто, когда турбина раскручивается на рабочую мощность, она создает огромное давление в воздушной системе и при отпускании педали газа дросельная заслонка мнгновенно закрывается и воздуху больше некуда деваться, а турбина при этом не перестает крутиться на высоких оборотах, и если этому воздуху не обеспечить иной путь выхода то через секунду давление возрастет до такого момента, что просто разорвет воздушную систему или того хуже поломает крыльчатку турбины. И как раз этот выход обеспечивается маленьким перепускным клапанном называемым Blow-off. Он подключается в разрез между компрессором и дросельной заслонкой, а также к нему подводят вакуумную магистраль от двигателя, и в момент отпускания педали газа он срабатывает и выбрасывает излишки давления на улицу с характерным звуком.
Вот собственно это и есть основа турбирования любого автомобиля, но есть еще пару интересных штук о которых вы слышали, но не понимали что это такое.
5) Буст-контроллер
Приблуда, которая позволяет регулировать давление наддува прямо из салона автомобиля. Одна ее часть устанавливаеться рядом с турбиной, а вторая на приборную панель авто, что позволяет всегда быть вкурсе работы как двигателя, так и турбины, а также применять различные настройки и варьировать его мощьность прямо на ходу.
6) Турботаймер
После остановки автомобиля, если сразу заглушить его, то корпус турбины начнет остывать быстрее ее лопостей и внутренней части и из-за этого турбина может выйти из строя, турбо-таймер после выключения зажигания и ухода с автомобиля еще некоторое время поддерживает работу двигателя на холостых оборотах, тем самым давая остыть турбине до безопастной температуры, и в последствии сам глушит авто.
Конечно, для того чтобы двигатель "потянул" такой объем воздуха, с ним необходимо проводить кое-какие доработки, в том числе увиличивать объем прокачеваемого топлива путем замены бензанасосов и форсунок на более мощьные, но при всем при этом большенство двигателей сможет выдержать наддув в пределах 0.5 атмосфер без каких либо переделок системы двигателя. Но это уже тема отдельной статьи.